Ни у кого нет сомнений, что автоматизация работы склада поможет упорядочить бизнес-процессы и исключить влияние человеческого фактора. При выборе поставщика продукта не стоит полагаться исключительно на рекламу, не разобравшись в деталях. WMS должна быть адаптирована к реальным условиям, чтобы давать положительный эффект и не стать сдерживающим фактором. Для этого нужно задать подрядчику правильные вопросы, которые помогут сделать осознанный выбор.
Какие базовые функциональные возможности имеет WMS?
На стадии переговоров и выбора ПО для автоматизации склада важно определиться с задачами, которые должна решить WMS. Оптимальный вариант, если получится четко сформировать техническое задание, в котором будут обозначены цели и задачи мероприятия, а также требования к системе. Для этого требуется провести анализ бизнес-процессов и отличительных особенностей предприятия.
При рассмотрении системы следует определить, насколько полно ее возможности соответствуют потребностям. У подрядчика нужно узнать, будут ли учтены все особенности бизнес-процессов в предложенном решении.
Имеется ли возможность внесения изменений в WMS?
Если стоимость проекта автоматизации приемлема, но возможности в полной мере не удовлетворяют заказчика, то не стоит сразу отказываться. Следует помнить, что индивидуальное решение будет намного дороже. Не исключено, что ПО может быть «подогнано» под потребности предприятия без существенных затрат.
Таким образом, следует поинтересоваться у поставщика, есть ли возможность кастомизации WMS и приведения ее в соответствие с нуждами склада. Многие системы изначально создаются гибкими, поэтому проще ее доработать с учетом особенностей предприятия.
Какие сроки внедрения?
Понятно, что чем раньше склад начнет работать эффективно и производительно, тем быстрее вложения начнут приносить прибыль. Однако торопить подрядчика с внедрением системы автоматизации склада не стоит. Важно, чтобы все было продумано до мелочей и система была настроена качественно. Если в спешке упустить важные моменты, то придется заниматься устранением проблем уже в процессе эксплуатации, что неудобно и невыгодно.
Внедрение WMS — это забег на дальнюю дистанцию, который приведет предприятие к успеху. Сроки оказывают влияние на планирование работы склада — это тоже нужно учитывать. Однако если имеется два равноценных проекта с разными сроками реализации, то выбор лучше остановить на том, который будет запущен быстрее.
Для внедрения коробочного решения может потребоваться от одного до трех месяцев. На реализацию проекта, который учитывает индивидуальные особенности склада, требуется намного больше времени.
Сколько стоит WMS?
Цена проекта — один из важнейших вопросов, который интересует любого заказчика. Следует понимать, что стоимость WMS складывается из нескольких основных слагаемых:
- приобретение ПО;
- доработка системы (при необходимости);
- особенности и сложность бизнес-процессов компании;
- настройка системы;
- покупка оборудования;
- обучение сотрудников склада.
Экономический эффект от внедрения проекта нужно просчитать заранее, чтобы определить срок окупаемости и целесообразность мероприятия.
Где уже работает предлагаемая WMS?
Рекламные ролики, демонстрирующие возможности автоматизированного склада, впечатляют, но не дают реальной картины. У поставщика должны быть кейсы с реализованными проектами, которые показывают наглядно, как функционирует система. Хорошо, если подрядчик расскажет о своем опыте внедрения WMS на других складах и какой эффект достигнут в результате проделанной работы.
Предусматривается ли гарантийное и постгарантийное обслуживание?
После запуска сопровождение проекта может выполняться по двум сценариям: либо силами штатных сотрудников компании, либо с помощью специалистов поставщика ПО. На небольших предприятиях целесообразно пойти по второму пути, так как бизнес-процессы не отличаются сложностью и не требуют постоянного внимания. В случае возникновения перебоев в работе системы проще и дешевле вызвать сторонних специалистов. Логично поинтересоваться до начала проектирования, имеется ли постгарантийное обслуживание, какова стоимость и скорость реагирования.
Если масштабы склада требуют пристального внимания к WMS, то придется подобрать квалифицированные кадры, способные самостоятельно поддерживать систему. Как вариант, можно поинтересоваться о возможности их обучения в компании, которая занималась внедрением автоматизации.
Гарантийный срок обслуживания имеет большое значение, как и условия наступления гарантийного случая. WMS — сложный программный продукт, который в любой момент может потребовать дополнительной настройки или доработки. Не исключено, что на предприятии изменится технологический процесс, который обязательно потребует постгарантийного обслуживания. Все эти моменты нужно уточнять сразу, а не после завершения проекта.
Возможно ли масштабирование системы?
Любая компания, как живой организм, находится в постоянном развитии. На определенном этапе деятельности может возникнуть или расшириться филиальная сеть, что потребует масштабирования WMS. Следует учитывать вероятность подобной перспективы и заранее поинтересоваться о такой возможности и сроках реализации.
Выбор WMS не может происходить вслепую. Каждый просчет и упущенный из виду нюанс оборачивается финансовыми потерями. Не нужно бояться задавать вопросы подрядчику — чем их будет больше, тем лучше будет система адаптирована к реальным условиям.