+7 (996) 784-11-52
Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр-кт, 45 л. А, п. 39

Типичные ошибки WMS проектов

Недостаточное внимание или несерьезное отношение к внедрению WMS-системы на предприятии – основные причины пробуксовки или неэффективности проекта. При детальном разборе просчетов можно выявить типичные моменты, знать которые будет полезно нашим читателям.

Дань моде

Некоторые руководители неадекватно оценивают роль и значение внедрения WMS-системы для их предприятия. Многие считают, что достаточно «быть в тренде» и не отставать от «соседей», чтобы проект начал работать эффективно. При этом отсутствует понимание сути и конкретики проблем, которые сдерживают развитие предприятия. Кроме этого, нужно осознавать, что WMS – это не волшебная палочка, взмахнув которой, все трудности будут преодолены.

Ошибки планирования

Нередко грубые ошибки закрадываются еще на стадии проектирования. Отсутствие четко сформулированного технического задания – типичный промах, который приводит к фатальным последствиям. Если заказчик и исполнитель смогли найти общий язык и понимание конечного результата, то можно с большой вероятностью рассчитывать на успех проекта.

Неудачный выбор партнера и решения

На рынке WMS-решений идет жесткая конкурентная борьба, причем каждый из разработчиков утверждает, что его предложение наиболее продвинутое и эффективное. В таких условиях заказчики попадают в сложную ситуацию, когда выбирать приходится между, на первый взгляд, равнозначными проектами.

Без должного анализа рынка и предлагаемых решений сложно сделать правильный выбор. При этом не стоит рассматривать предложения с перспективой роста в отдаленном будущем – это не только сделает проект дороже, но и может стать причиной его краха.

Отсутствие взаимодействия

Проектирование WMS-системы – это командная работа заказчика и исполнителя. Участники проекта должны работать в тесном контакте, чтобы не затянулись сроки и решение было удачно адаптировано к бизнес-процессу на предприятии. 

Оптимальное решение – это выделение проектного менеджера от заказчика, который имеет достаточные полномочия и квалификацию, а также располагает временем. Участниками проектной группы обязательно должны стать будущие пользователи системы, если позволяет их занятость на основном участке работы.

Проблемы с персоналом

Внедрение WMS-системы может тормозиться по причине неподготовленности работников предприятия к работе в новых условиях. Нередко загруженность персонала не позволяет пройти подготовку всеми лицами, что становится причиной пробуксовки внедрения проекта на начальном этапе его запуска. Может случиться так, что у некоторых членов трудового коллектива возникает психологический барьер перед новшеством, который будет служить сдерживающим фактором.

Нарушение фаз проекта

От технологии ввода системы в эксплуатацию зависит успех ее внедрения. Как показывает практика, нарушения происходят именно на этой фазе. 

Случается так, что поставщики считают продажу лицензий – основным направлением, а консалтингу отводится недостаточное внимание. Однако приобретение лицензии без консалтинга – это практически гарантия провала проекта. Только тесное сотрудничество и взаимная поддержка обеспечат системе функциональность и эффективную работу.

Низкое качество обмена данными WMS/ERP

Низкокачественная организация обмена данными между WMS и ERP или товароучетной системой предприятия – типичная ошибка, которая резко снижает эффективность проекта. Только комплексная интеграция позволяет достичь основной цели – снижения доли ручного труда при обработке информации и получения достоверных данных о состоянии склада.

Проблемы с адаптацией

Внедрить WMS-систему – это не только ее продажа, но и адаптация к условиям заказчика. Причем проблемы возникают не только по вине заказчика, который решил сэкономить. 

Нередко поставщик и разработчик системы – это две разных компании, причем последние не стремятся к изменению кода для определенного клиента. Однако изменение стандартной функциональности может быть не прихотью клиента, а необходимостью, так как бизнес-процесс отличается от общепринятой практики. 

Грамотный анализ причин отклонения и адекватная оценка выдвигаемых требований помогут решить возникшую проблему. Если этого не сделать до запуска системы, то корректировка потребуется уже в процессе эксплуатации.

Завышенные ожидания

Агрессивная реклама может сыграть злую шутку – у заказчика сложится представление, которое не соответствуют реальному положению дел. Завышенные ожидания приводят впоследствии к большим разочарованиям. Принятие решения должно быть взвешенным и обоснованным, а ожидаемый эффект – реалистичным, а не равным экономическому чуду.

Заказчик должен четко понимать, что WMS-система – это не панацея от краж, она не поможет в ценообразовании и полностью не исключает влияние человеческого фактора. Кроме этого, не нужно заблуждаться в том, что после приобретения продукт не потребует поддержки, доработки и тестирования.

Окупаемость

Расчет окупаемости от внедрения автоматизации на предприятии желательно выполнить самостоятельно. Исходными данными служит размер инвестиций, которые могут увеличиваться в процессе работы над проектом. В затратную часть также входит оборудование и содержание системы. Ориентировочная величина инвестиций получается путем суммирования всех расходов и увеличения полученного результата на 40%.

Сроки

Сроки играют большую роль в принципе, но если внедрение системы планируется на строящемся объекте, то время становится критическим фактором. 

Однако неоправданное ускорение работ может привести к обратному результату – снижение качества станет причиной сдерживания внедрения WMS-системы. Таким образом, при определении сроков нужно учитывать не только собственные потребности, но и возможности поставщиков.

Человеческий фактор

Пресловутый «человеческий фактор» остается в любом случае, какой бы продвинутой ни была система. Даже при тройном контроле WMS всегда найдется человек, который будет знать, что делать лучше, чем программа. Исключить эту проблему помогает тщательный отбор персонала, который будет работать с системой.

Автор статьи: Сергей Хорош