Интернет-торговля или e-commerce – особый вид деятельности, который ведется посредством компьютерных сетей. Эта область экономики в настоящее время находится на подъеме и динамично развивается. Специфическое построение бизнес-процессов требует использования IT-решений, которые позволили бы выполнять все операции максимально быстро и точно. Внедрение WMS позволяет интернет-магазинам выдерживать жесткую конкуренцию на рынке, так как побеждает тот, у кого склад организован правильно и работает более эффективно.
Особенности работы предприятий интернет-торговли
Большинство интернет-магазинов ориентировано на рынок b2c, поэтому требования к организации бизнес-процессов на складе e-commerce довольно высокие. Этот участок должен работать в интенсивном режиме и соответствовать следующим критериям:
- работа с широчайшим ассортиментом товарных позиций;
- обработка огромного объема заказов;
- все технологические операции выполняются с высокой скоростью;
- возможность обработки штучных товаров;
- работа с большим количеством возвратов;
- обеспечение актуальной и безошибочной информации по товарным остаткам.
Руководителям предприятий e-commerce постоянно приходится решать задачи — как повысить лояльность клиентов, улучшить качество обслуживания и снизить складские расходы. На неавтоматизированном складе практически невозможно сбалансировать скорость и качество обработки заказов – при повышении одного из этих параметров снижается второй. Эффективным инструментом для организации склада интернет-магазина служит WMS (Warehouse Management System), которая хорошо показала себя на практике.
Оптимизация складских запасов
Если клиент остается доволен покупкой, то у него возникает желание делать заказы постоянно. Для качественного обслуживания склад интернет-магазина должен быть оптимизирован так, чтобы в наличии всегда имелись нужные товары, а заказы комплектовались быстро и точно, полностью удовлетворяя спрос.
На складе без WMS для актуализации складских запасов требуется частые проведения инвентаризации, что отнимает время и затормаживает работу предприятия. Автоматизированный склад позволяет получать точные сведения в режиме реального времени без проведения инвентаризации. Наличие в системе актуальной информации позволяет своевременно пополнять товарные запасы в соответствии со спросом и влиянием фактора сезонности.
Возможности WMS-системы
При внедрении WMS пиковые нагрузки не отражаются на качестве и скорости выполнения технологических операций на складе e-commerce. Высокие показатели работы предприятия достигаются за счет больших возможностей системы:
- полная автоматизация всех технологических процессов на складе;
- систематизация работы складских работников;
- точность комплектации заказов приближается к 100%;
- существенное снижение себестоимости;
- высокая скорость проведения инвентаризации;
- минимальное влияние человеческого фактора;
- всегда актуальная информация о состоянии склада;
- оперативная обработка заказов;
- оптимизация штата сотрудников;
- строгий контроль за соблюдением сроков годности;
- эффективный анализ показателей производственной деятельности.
Управление складом
Возможность получения актуальной информации в любой момент времени расширяет возможности управления складом интернет-магазина и делает его более гибким. WMS-система помогает сделать работу предприятия эффективной за счет:
- рационального использования складских площадей;
- автоматизации управления работой персонала и составления оптимальных маршрутов для сотрудников и техники;
- снижения числа ошибок при обработке товара;
- ускорения комплектации заказов;
- автоматизации взаимодействия с поставщиками и клиентами.
Эффективная WMS без труда интегрируется в информационные системы компании, с IT и складским оборудованием, гибко настраивается, способна масштабироваться и может дорабатываться за счет использования открытого программного кода. Такая система дает руководителю большие возможности, так как он имеет полную и достоверную картину состояния склада. И может оперативно оказывать влияние на обстановку, имея мощный аналитический инструмент.
Как работает WMS
Принцип работы автоматизированного склада интернет-магазина выглядит следующим образом:
- При выборе клиентом товара из каталога с телефона или ПК происходит взаимодействие устройства с сервером.
- Отдел продаж обрабатывает поступившую заявку и проверяет наличие выбранных товарных позиций. Здесь возможны два сценария:
- В случае отсутствия товара делается запрос производителю с целью уточнения сроков поставки. Полученная информация доводится до сведения клиента.
- При наличии товара клиент выбирает способ оплаты и производит ее с помощью финансовой системы.
- Сервер обрабатывает информацию,и в случае успешной транзакции извещает покупателя об этом. При этом заказ отображается в складской WMS-системе, которая начинает его обработку.
Повышение лояльности клиентов
WMS управляет всеми технологическими операциями на складе. Таким образом, движение товара контролируется с момента поступления до передачи клиенту. В некоторых случаях возникает необходимость возврата, причем доля его по некоторым товарным позициям достигает 50%. Большое количество возвратов связано не с качеством продукции, а с психологией покупателей, поэтому такой показатель считается нормальным.
Без автоматизации склада интернет-магазина быстро обработать такой поток возвратов затруднительно. Внедрение WMS позволяет решить эту проблему. В результате значительно улучшается качество обслуживания, что оказывает положительное влияние на рейтинг компании и ее экономические показатели.
WMS-система в e-commerce позволяет решать более широкий круг задач. Разработчики предлагают индивидуальные IT-решения, которые полностью интегрируются с интернет-магазином и адаптированы под специфику предприятия.
Автор статьи: Сергей Хорош
Все фото и картинки в статье взяты на сайте stock.adobe.com в разделе бесплатно stock.adobe.com/ru/free.